6с33с - мощный как трактор двухтактный ламповый УМЗЧ

Опубликовано: 27.08.2018

Ламповый усилитель на низковольтных триодах 6С33С обеспечивает сравнительно большую мощность звука. Духтактный усилитель на лампочках 6С33С это экзотика, в транспортных аналогиях, сравнимая пожалуй с БТР или БМП. Согласно ТУ лампа 6С33С была предназначена для работы в старинных стабилизаторах напряжения или тока и не имеет прямого отношения к звуку. Триод 6С33С это отличный источник тепла, поскольку только накальные цепи каждой лампы выделяют около 40 Ватт мощности. Примерно такую же мощность рассеивают аноды. Поэтому двухтактный стереоусилитель на таких лампах будет нагревать жилое помещение как обогреватель 0,3-0,4 кВт. Наверное поэтому удифилам нравятся преимущественно однотактные усилители на таких лампах. Видимо пытаются экономить электроэнергию. Здесь возражений нет, это разумное поведение для малоимущих граждан. Бедняжки, можно их пожалеть.

Соображения об отличности звучания триодов 6С33С ничем не обоснованы. Это обыкновенные разговоровые разговоры, собачий бред и размазывание соплей "аудиофилами". Лампа эта обычная, не волшебная и не чудодейственная. На картинке можно увидеть здоровенный пузатый и рогатый баллон, из прочного стекла, который светится в темноте красным, красивым свечением. Достоинства её в размере, большущем токе анода и Камазовской мощности. Эксплуатационых недостатков в применении 6С33С к сожалению больше. Именно поэтому широкого распространения лампа не получила, но об этом будет сказано ниже.

В начале изложения обязан сказать, что традиционный, укоренившийся в сознании людей, подход к изложению статьи от наименования и выбора ламп - не разумный и не правильный. Неразумно начинать выбор автомобиля с мотора и колёс, поскольку вначале оценивают назначение, стоимость, эстетику, функционал и другие характеристики. Здравый смысл говорит о том, что важнейшим узлом лампового усилителя является выходной трансформатор. От его качества зависит качество всего усилителя. Стоимость выходного трансформатора может составлять 80% и более от стоимости всего проекта. Именно от выбора трансформатора, его изготовления или покупки зависит всё, в том числе выбор соответствующего типа ламп. Мое изложение материала в традиционном порядке имеет другую цель. Нужно сказать, что любая лампа представляет собой только электровакуумный усилительный элемент (двигатель) и не содержит в себе никакой мистики. Сама тема построения триодных выходных касадов имеет в себе не много смысла. Эволюция развития электровакуумных приборов привела к созданию более выгодных видов ламп, тетродов и пентодов. Они существенно эффективнее триодов во всех отношениях. Триодное ламповое строительство усилителей содержит в себе понты и марафон по преодолению трудностей. Зато красиво и тепло.

Но поскольку тема триодов существует, постольку отдельные схемные решения следует здесь привести. Вероятно в схемах есть ошибки, которые будут исправлены при макетировании. Вполне допускаю, что схемы не вполне эффективны и лаконичны. Все тонкости осваиваются по ходу изготовления и настройки. Питание анодов 6С33С сравнительно низковольтное и не выходит за пределы +220-230 вольт. В цепь питания анодов обязательно включают плавкий предохранитель. За основу скелета усилителя можно взять любую разумную двухтактную схему. Но нужно помнить особенности триода 6С33С. Важнейшими можно считать крайне малую чувствительность, большую входную ёмкость и никудышную тепловую стабильность. Поэтому логично использовать проверенные схемные решения от Сергея Комарова. Рабочую схему можно просто собрать из кусков. Входной каскад с динамической нагрузкой значительно увереннее чем другие типы фазоинверторов справляется с тупостью триодов. Выходную мощность лучше ограничить автосмещением. А всякие поиски рабочей схемы для регулирующих триодов 6С33С имеют смысл только тогда, когда есть подходящие низкоомные согласующие трансформаторы. Примеры схем показаны ниже, разница только в трансформаторах. Кстати для согласования можно применить типовые, переделанные трансы от усилителей Степь, 100У, Респром и другие. Никто не запретит применить схемотехнику дифференциального выхода.

Для особо одрарённых повторю. Бесспорно главным фактором успешности построения триодных усилителей явлется добыча или изготовление подходящего низкоомного симметричного выходного трансформатора. Иная постановка задачи нередко содержит спекуляции специалистов-обмотчиков и выпячивание самолюбия авторов. Если не ограничивать себя выбором 6С33С или 6С18С, то триоды в триодном выходном каскаде могут быть другими. Важно лишь прикинуть допустимые токи и напряжения, сопоставить их с даташитом ламп и проверить предварительный расчёт по закону Ома. Главное звено любого лампового усилителя - согласующий трансформатор. Схемы OTL применять не рекоменую в принципе, поскольку в них нет трансформатора и нет гальванической развязки с источником убойного напряжения.

При самостоятельном изготовлени усилителя нужно понимать, что ламповый усилитель довольно трудно спалить. Ламповые конструкции в основном дубовые и не требуют подбора ламп. Здесь результат проекта зависит преимущественно от щепетильности, характера и уровня требовательности хозяина. В транзисторной технике опасность сжечь схему на несколько порядков больше. Поэтому не бойтесь ламповых схем и смело экспериментируйте с лампами, если конечно повезёт раздобыть выходные трансформаторы. Опасайтесь лишь поражения током. Большинство электронных ламп устойчиво к неуправляемому саморазогреву. Но именно у лампочек 6С33С есть эта весьма противная особенность. Поэтому на начальном этапе построения триодных усилителей не следует заезжать в режим "А", чтобы не нагреть 6с33с током анода до повреждения. Нужно почитать статьи по эту лампочку и принять элементарные схемотехнические предосторожности. Помните, что в конструкции лампочки 6с33с заложен каприз и она сравнима с транзисторами по повышенной вероятности сгорания.

Чего делать не рекомендую. Не следует заниматься самостоятельной намоткой выходных трансформаторов. Не следует применять схемы фазоинверторов с разделённой нагрузкой. Не следует применять схемы непосредственными связями, например с катодным повторителем. Не следует выводить 6С33С на предельные режимы, при 40 и более ваттах на каждом аноде. Не следует игнорировать установку анодного предохранителя или его загрубление. Бессмысленно применять 6С33С в комплекте с маломощным мышиным блоком питания. Одной из особенностей 6С33С можно считать относительную трудность её предвариательной диагностики. Именно поэтому в полный рост встают всевозможные ограничения. Если остальное большинство ламп можно предварительно измерить и отобрать нужные экземпляры, то 6С33С не встаёт на лампомер. А то, что между лампами есть различие и нужен подбор, это объёктивный факт, не требующий подтверждения. Отсутствие подбора таких мощных ламп резко ухудшает условия достижения экстремально высокого результата. 

Существенным недостатком 6с33с является огромное энергопотребление. Питание накальной цепи этой лампы съедает около 3,3 ампера при 12,6 вольтах. Если таких лампочек в усилителе 4 штуки, то даже без усиления получается обогреватель на 0,16 кВт. А в режиме усиления можно выйти на больший уровень. Думаю, что поэтому лампу 6с33с не следует объявлять флагманом ламповых моторов. Достоинством пожалуй также можно объявить её большую единичную мощность, что позволяет создать на паре ламп усилитель в 50 Ватт без параллельного включения. Вместе с тем есть неплохие тетроды и пентоды, сравнительно линейные и мощные. Например EL34, 6П7С, ГУ50, 6П45С также со значительными единичными мощностями. Схемотехника усилителей для них значительно проще, капризов меньше, тепловыделение меньше, надёжность выше, железо дешевле, а качество сопоставимое. Преимуществ в звуке в сравнении с тетродами у триодов 6С33С нету. Это обыкновенная блажь. Следующий за этим шаг в ряду маловразумительных, но красивых поступков - освоение усилителя звука на ГУ-80 или ГМ100.  В связи с изложенным выше, новичкам мучиться поисками счастья с лампой 6С33С не рекомендую. Но если хочется, то творите. Каждый дурью мается, как ему нравится. 

В завершении статьи сообщу ещё одно "открытие" для усилителестроителей ламповиков. Всем известно, что большинство искушённых ценителей, обладающих слухом, могут уверенно сказать, что один образец усилителя звучит отличительно от другого. И это вовсе не враньё. Вполне возможно, что отличия они улавливают. И хотя на слух полагаться не следует, всё же следует прокомментировать возможное различие звучания. На мой взгляд различие проявляется лишь потому, что один усилитель более согласован с нагрузкой (акустикой), чем другой. Собственно поэтому ламповый усилитель нужно проектировать с конца. Вначале определиться с акустической системой, затем под её сопротивление подобрать выходной трансформатор и согласовать его по анодному сопротивлению с лампами - моторчиками. После получения идеального соответствия можно строить усилитель и наслаждаться звуками симфонического оркестра. Причём не следует ожидать сравнимого по качеству звука, от подключения к той же акустике, усилителя другого типа. Режимные характеристики усилителя другого типа будут другими. Именно поэтому простенький переключатель с триодного режима на пентодный в китайских поделках - это глобальный обман, рассчитанный на лохов. Абсолютно разные выходные трансформаторы в пентодных и триодных усилителях. Их параметры отличаются в 5-10 раз. Фокус с переключением пентода в триодный режим имеет только маркетинговый смысл. Нормальное корректное переключение можно сделать, только если внутри усилителя спрятаны крайне хитрые трансформаторы и пакетные преключатели для коммутации целой группы обмоток выходного трансформатора. Попробуйте наконец понять, что на гоночном треке Камаз Батыр будет выглядеть и двигаться иначе, нежели Бугатти. Попробуйте понять, что глупо причмокивать от удовольствия при "экспертном" прослушивании разных усилителей на одну и ту же акустику. Глупо сравнивать каналы усиления на слух и комментировать при этом понятие "качество" усилителя. Это так же глупо, как и сравнение триодного и пентодного звучания одной и той же конструкции с переключением сеток.

Пузатые рогатые триоды 6С33С весьма симпатичны по внешнему виду. Количество их в моём складе двольно ограничено, не слишком распространённые это лампы. Поэтому они здесь не продаются. А вот ламповый усилитель на таких лампах здесь купить можно по цене от 55К и выше. Для этого достаточно связаться со мной по почте, обговорить цену изделия и условия поставки, самовывоз возможен. После этого желающему следует позвонить по указанному на сайте телефону для обсуждения деталей, а уж затем выполнить предоплату 20% от договорной суммы на мой счёт в сбербанке. Получив перевод я отправляю оповещение и в течение двух недель сам перезвоню с подтверждением надлежащей упаковки изделя и готовности к отправке, а на почту направлю фотографии именно этого агрегата, в открытом и упакованном виде. Для отгрузки покупатель обязан перевести оставшуюся сумму, после получения которой я выполняю отгрузку и отправляю на майл копию квитанции. Если обстоятельства покупателя в указанном промежутке времени изменились, то от покупки можно отказаться. Перечисленный задаток не возвращается. Гарантия на усилитель 12 месяцев с момента поставки. На стекло в условиях почтовой пересылки и перевозки транспортной компанией гарантия не распространяется. Искренние всем пожелания доброго здоровья и успехов.

             Евгений Бортник, август 2017, Россия, Красноярск

Разделы

» ВАЗ 21099

» ВАЗ 2101

» ВАЗ 21214

» ВАЗ 2115

» Инжектор

» Авто своими руками

» Автомобиля

» Новости


» Обратная связь


Календарь

Архив

О сайте

Затраты на выполнение норм токсичности автомобилей в США на период до 1974 г.-1975 г произошли существенные изменения. Прежде всего следует отметить изменение характера большинства работ по электромобилям: работы в подавляющем большинстве стали носить чисто утилитарный характер. Большинство созданных в начале 70х годов электромобилей поступили в опытную эксплуатацию. Выпуск электромобилей в размере нескольких десятков штук стал обычным не только для Англии, но и для США, ФРГ, Франции.

ПОПУЛЯРНОЕ

Как выставить зажигание на ваз 2101: детальная инструкция
В статье рассмотрен вопрос как выставить зажигание на ВАЗ 2101: приведена инструкция выполнения всех необходимых операций и предоставлены соответствующие рекомендации. Известно, что неверно выставленный

Замена переднего тормозного цилиндра на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Добро пожаловать! Передний тормозной цилиндр — это название к нему пришло из народа, на самом деле это рабочий тормозной цилиндр но к сожалению не все люди это знают и тем самым называют вещи не своими

Прокачка тормозов на ВАЗ 2101-2107
Добро пожаловать! Прокачка тормозов — одна из главных необходимых процедур после замены или же снятие каких либо цилиндров, или же шлангов тормозной системы. Данная процедура как вы уже поняли необходима,

Защита,защита поддона,защита поддона картера,защита поддона картера ВАЗ 2101
Очень часто, я вижу как ездят водители на своих автомобилях без защиты картера двигателя, они осознанно подвергают на повреждение нижнюю часть двигателя (а именно поддон картера), ведь вы сами знаете

Устройство автомобиля : ВАЗ 2101, ВАЗ 2102 : Конструкция и ремонт автомобилей для чайников
Смазка двигателя Смазка двигателя 1. Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 2. Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 3. Масляный картер; 4. Коленчатый вал;

Меняем втулки задних реактивных тяг (штанг) ВАЗ 2101-2107
Довольно часто причиной появления стука в районе задних колес ВАЗа является износ втулок реактивных тяг. Многие меняют тяги целиком, так как это гораздо проще, чем заменить втулки. Но практика показывает,

Регулировка клапанов ВАЗ 2101 своими руками
Регулировка клапанов — весьма ответственная процедура, от которой зависит очень много, например: стабильная работа мотора, расход топлива, мощность и нормальный запуск двигателя. О том, как отрегулировать

Описание и характеристики ВАЗ 2101
19 апреля в 1970 году сошел с конвейера первый отечественный автомобиль семейства «Жигули»  — ВАЗ 2101. Автомобиль был выпущен Волжским автомобильным заводом и был собран на базе уже знакомого

Регулировка холостого хода жигули. Регулировка холостого хода на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Регулировка холостого хода ВАЗ | Ремонт автомобилей ваз Сегодня мы поговорим и узнаем, как выполнить регулировку холостого хода на автомобилях ВАЗ, а также узнаем, когда она делается и порядок выполнения

Головка блока цилиндров ВАЗ 2106,2107,2108,2109


РЕКЛАМА

rss