Простая переносная КВ антенна Phil Salas, AD5X

Опубликовано: 05.09.2018

Простая переносная КВ антенна

Phil Salas, AD5X

(QST December 2000, pp. 62…63)

Устали от переноски громоздкого антенного тюнера, с которым приходится таскаться во время вылазок на природу с QRP аппаратурой? Предлагаемая антенна освободит Вас от этого занятия, снизит вес Вашей поклажи и позволит в несколько мгновений, без “шума и пыли”, начать работу в эфире…

  Каждое лето моя жена (N5UPT), дочь (AC5NF) и я проводим недельку на острове Mustang, на побережье Corpus Christi, штат Техас. Мне нравится работать на КВ в походных условиях и, поскольку остров Mustang известен ещё и как IOTA NA092 (“Острова в эфире”- североамериканский остров № 92), моё появление на диапазонах становится ещё более приятным. При пребывании на острове мы не отказываемся от удобств, отсутствующих в большинстве DX- экспедиций (кто в них бывал, тот знает) и проживаем в кондоминимуме (посёлке местного самоуправления) – лучшего места представить трудно – это лучшее из доступного.

Первым аппаратом, на котором я работал в походных условиях, был KENWOOD TS-50 с пристёгнутым MFJ-9420 (см. QST за май 1999 г). Прошлый год был для меня успешным, и я приобрёл ICOM-706MKII. Этот аппарат, с Божьей помощью, работает, как говорится, “от постоянного тока и до дневного света” – на всех диапазонах и всеми видами излучения, главное, - работает хорошо, и, пожалуй, является лучшим выбором для работы на выезде (где есть электрическая сеть или мощный аккумулятор – UA9LAQ).

Я экспериментировал на выездах с различными антеннами, включая штыревые (Hamstick), предназначенные для мобильной связи, резонансными диполями и диполями случайной длины, питаемыми через тюнер. Я предпочитаю работать на резонансные антенны, чтобы не обременять себя переноской и присоединением тюнера. Конечно, вышеупомянутые штыри и множество диполей (отдельных на каждый диапазон) занимают много места (здесь: при переноске), но…

Прошлым летом я использовал, описываемый здесь многодиапазонный диполь и получил прекрасные результаты! Если Вы хотите иметь простую многодиапазонную антенну, которую легко изготовить и упаковать для переноски, рискните, изготовьте предлагаемую.

Базовый вариант антенны перекрывал все любительские диапазоны от 20 до 10 метров, включительно. Этот набор можно расширить, увеличив длину антенны, но размер лоджии строения в кондоминимуме не позволил мне этого сделать. Если Вы располагаете бóльшими площадями, то не стесняйтесь наращивать антенну, доводя её до резонансных размеров на середине каждого (под)диапазона.

Сначала антенна работала у меня как диполь 20-метрового диапазона. Затем я разбил полотно антенны небольшими изоляторами для возможности работы на нескольких диапазонах (Рис. 1).

Рис.1. Принцип построения антенны понятен из рисунка: сначала это был диполь на 20 метров, который был позднее разбит небольшими изоляторами

Изоляторы представляют собой нейлоновые распорки диаметром 3/8 дюйма (10 мм) длиной 1 дюйм (25 мм), которые можно встретить в хозяйственных магазинах. Каждая распорка, вместе с “крокодильчиками”, действует как своеобразный переключатель, для чего ближе к её концам сверлятся отверстия, через которые протаскиваются медные или оцинкованные провода (Рис. 2), к которым припаиваются части полотна антенны и небольшие отрезки провода, оканчивающиеся зажимом типа “крокодил”.

Рис. 2. Переключатели диапазонов антенны состоят из нейлоновых распорок, кусков провода и зажимов типа “крокодил”

Для полотна антенны я использовал гибкий изолированный медный провод #24, можно использовать и другой, что попадёт под руку. Воспользуйтесь формулой для вычисления индивидуальных длин диполей:

L(feet) = 468/freq (MHz) – (1 фут = 30, 48 см)

Припаяйте части антенны к кольцам на распорках, присоедините фидерную линию (пойдёт коаксиальный кабель RG-59) и подвесьте диполь в месте, где легко производить его настройку. Хотя подойдёт и метод настройки антенны с КСВ-метром, лучше, для точной настройки выпросить, арендовать или купить антенный анализатор.

Сначала разомкните все соединения с “крокодилами” и настройте внутренний диполь на предпочитаемом Вами участке диапазона 10 метров по минимуму КСВ. Для начала, провода берутся по длине с запасом, так что отпаяйте провод с одной стороны диполя и подгоните его по длине следующим образом:

Новая (необходимая) длина = прежняя длина х измеренная частота с минимальным КСВ/ необходимая частота с минимальным КСВ

Далее, присоедините “крокодильчиками” части антенны, ближайшие к внутреннему диполю и настройте получившийся диполь в диапазоне 12 метров, воспользовавшись выше приведёнными постулатами. Повторите операции на диапазонах 15, 17 и 20 метров, каждый раз подключая парой зажимов новые части антенны. (Зажимы лучше подпаивать к внутренним концам подключаемых отрезков – UA9LAQ).

Знаю, что, при подъёме антенны на “проектную” высоту, резонансная частота антенны, настроенной у земли возрастёт (что можно учесть – UA9LAQ), но на это можно не обращать внимания, так как современные аппараты выдают полную мощность при КСВ = 2,0 : 1, а возможные вариации КСВ при реальных условиях, обычно, не выходят за допустимые пределы. Если КСВ, при работе на приводимую антенну, высок, то, либо произошло что-то из ряда вон выходящее (“отстригли” фидер, например), либо Вы зацепили “крокодилы” для работы не на том диапазоне и прочее. При такой работе (на выезде), я, обычно, не применяю согласующие трансформаторы, но, если есть желание, можно и зацепить балун…

Длины плеч комбинированного диполя у меня получились таковыми (1 фут = 30,48 см, 1 дюйм = 2, 54 см):

10    метров - 2 х 8 футов 3 дюйма 12-10 метров – 2 х 10 дюймов 15-12 метров – 2 х 1 фут 4 дюйма 17-15 метров – 2 х 1 фут 8 дюймов 20-17 метров – 2 х 3 фута 9 дюймов

Каждая сторона диполя составляет 15 футов 10 дюймов, что, в общей сложности, составляет 31 фут 8 дюймов для всей антенны.

Наконец, если Вы хотите электрически удлинить антенну, сделайте провода с “крокодильчиками” подлиннее и подключайте дополнительные провода (удлиняющие катушки – UA9LAQ), шунтирующие изоляторы.

В качестве центрального я применил нейлоновый изолятор, просверлив в нём два отверстия по краям и укрепил на нём аудио гнездо, предназначенное для монтажа на шасси, как показано на Рис. 3.

Рис. 3. В качестве центрального я использовал нейлоновую распорку. Я просверлил концы изолятора и установил на нём аудио гнездо под штеккер с кабелем питания, как показано на рисунке. С одной стороны использовался нейлоновый винт, для уверенности в том, что центральный проводник штекера не замкнёт на общий провод (массу, оплётку). Я припаял лепестки к внутренним концам диполя на 10-метровый диапазон, чтобы полотно антенны можно было присоединять к узлу центрального изолятора и отсоединять от него без пайки. Каждый волен по- своему решать, как выполнить узел центрального изолятора

Заключение

Если Вам нужна простая переносная антенна для связи на выезде, потратьте час-другой и изготовьте предлагаемую здесь. Она проста по конструкции, дёшева и хорошо работает. Просто соедините зажимами части антенны в нужных местах для требуемого диапазона, и можете работать в эфире без применения тюнеров. Для смены рабочего диапазона антенны, просто выйдите на лоджию и переключите зажимы…Наконец, это ведь всего лишь антенна для отпуска, поездки на природу, на дачу…

Фото общего вида свёрнутой, подготовленной к транспортировке антенны AD5X

 

Фото версии центрального изолятора антенны AD5X

 

Фото конечного изолятора антенны AD5X

Свободный перевод с английского:

Виктор Беседин (UA9LAQ)

г. Тюмень сентябрь, 2008 г

Разделы

» ВАЗ 21099

» ВАЗ 2101

» ВАЗ 21214

» ВАЗ 2115

» Инжектор

» Авто своими руками

» Автомобиля

» Новости


» Обратная связь


Календарь

Архив

О сайте

Затраты на выполнение норм токсичности автомобилей в США на период до 1974 г.-1975 г произошли существенные изменения. Прежде всего следует отметить изменение характера большинства работ по электромобилям: работы в подавляющем большинстве стали носить чисто утилитарный характер. Большинство созданных в начале 70х годов электромобилей поступили в опытную эксплуатацию. Выпуск электромобилей в размере нескольких десятков штук стал обычным не только для Англии, но и для США, ФРГ, Франции.

ПОПУЛЯРНОЕ

Как выставить зажигание на ваз 2101: детальная инструкция
В статье рассмотрен вопрос как выставить зажигание на ВАЗ 2101: приведена инструкция выполнения всех необходимых операций и предоставлены соответствующие рекомендации. Известно, что неверно выставленный

Замена переднего тормозного цилиндра на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Добро пожаловать! Передний тормозной цилиндр — это название к нему пришло из народа, на самом деле это рабочий тормозной цилиндр но к сожалению не все люди это знают и тем самым называют вещи не своими

Прокачка тормозов на ВАЗ 2101-2107
Добро пожаловать! Прокачка тормозов — одна из главных необходимых процедур после замены или же снятие каких либо цилиндров, или же шлангов тормозной системы. Данная процедура как вы уже поняли необходима,

Защита,защита поддона,защита поддона картера,защита поддона картера ВАЗ 2101
Очень часто, я вижу как ездят водители на своих автомобилях без защиты картера двигателя, они осознанно подвергают на повреждение нижнюю часть двигателя (а именно поддон картера), ведь вы сами знаете

Устройство автомобиля : ВАЗ 2101, ВАЗ 2102 : Конструкция и ремонт автомобилей для чайников
Смазка двигателя Смазка двигателя 1. Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 2. Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 3. Масляный картер; 4. Коленчатый вал;

Меняем втулки задних реактивных тяг (штанг) ВАЗ 2101-2107
Довольно часто причиной появления стука в районе задних колес ВАЗа является износ втулок реактивных тяг. Многие меняют тяги целиком, так как это гораздо проще, чем заменить втулки. Но практика показывает,

Регулировка клапанов ВАЗ 2101 своими руками
Регулировка клапанов — весьма ответственная процедура, от которой зависит очень много, например: стабильная работа мотора, расход топлива, мощность и нормальный запуск двигателя. О том, как отрегулировать

Описание и характеристики ВАЗ 2101
19 апреля в 1970 году сошел с конвейера первый отечественный автомобиль семейства «Жигули»  — ВАЗ 2101. Автомобиль был выпущен Волжским автомобильным заводом и был собран на базе уже знакомого

Регулировка холостого хода жигули. Регулировка холостого хода на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Регулировка холостого хода ВАЗ | Ремонт автомобилей ваз Сегодня мы поговорим и узнаем, как выполнить регулировку холостого хода на автомобилях ВАЗ, а также узнаем, когда она делается и порядок выполнения

Головка блока цилиндров ВАЗ 2106,2107,2108,2109


РЕКЛАМА

rss