Трансивер "Донбасс-1М".

Опубликовано: 05.09.2018

Трансивер "Донбасс-1М".

По эфирным оценкам ламповые трансиверы продолжают пользоваться популярностью у радиолюбителей из СНГ. Предлагаемый аппарат был разработан для работы на низкочастотных диапазонах (160 - 30 м). Описываемый ниже вариант предназначен для работы SSB и CW на диапазоне 160 м.

Трансивер построен по схеме с одним преобразованием частоты (ПЧ 500 - кГц). Чувствительность приемного тракта не хуже 5 мкВ. Динамический диапазон по интермодуляции третьего порядка не менее 80 дБ. Избирательность при расстройке на ±10 кГц " 80 дБ. Выходная мощность передатчика при сопротивлении нагрузки 75 Ом -10 Вт (при напряжении питания выходного каскада 250 В).

Принципиальная схема трансивера приведена на рис.1. и рис.2 .

В режиме приеме сигнал с антенны через аттенюатор, выполненный на резисторе R35, и полосовой фильтр L9C34C35C36L10 поступает на на левый по схеме триод лампы VL5. С него он подается на широкополосный кольцевой диодный смеситель, собранный на трансформаторах Т2, Т3 и диодах VD3 - VD6. Сюда же поступает и напряжение с генератора плавного диапазона.

ГПД собран на лампе VL6 по схеме индуктивной трехточки. Переменным конденсатором С47 трансивер перестраивают по диапазону. Резистором R45 можно расстроить приемник в пределах +/-5 кГц относительно частоты передачи. Подстроечным резистором R46 устанавливают нуль расстройки.

Преобразованный сигнал поступает на вход первого каскада усилителя ПЧ, собранного на левом по схеме триоде лампы VL7, включенном по схеме с общей сеткой, и далее через электромеханический фильтр Z1 (в режиме SSB) или Z2 (CW) - на управляющую сетку пентода VL3, на котором выполнен второй каскад УПЧ. В его анодную цепь включен контур L6C21 детектора-модулятора перемножительного типа на полевом транзисторе VT1. Фильтр Z3 выделяет низкочастотный сигнал, который усиливается двухкаскадным усилителем НЧ, собранным на лампе VL4. В приемном тракте усиление регулируют по ПЧ переменным резистором R15.

При передаче в режиме SSB сигнал с микрофона поступает на усилитель НЧ передатчика (на Правом по схеме триоде лампы VL9), а затем через катодный повторитель на Правом триоде VL9 и фильтр нижних частот Z3 - на детектор-модулятор (VT1, L6, L7). Усилитель DSB выполнен на триоде VL7. SSB сигнал с выхода ЭМФ Z1 через катодный повторитель на правом триоде VL5 приходит на широкополосный кольцевой диодный смеситель (на элементах T1, T2, VD3 - VD6). Со смесителя сигнал поступает на вход первого усилителя передатчика (правый триод VL5), выполненного по схеме с общей сеткой. Сигнал рабочей частоты, выделенный контуром L11C42, усиливается вначале предоконечным каскадом (на пентоде VL2), а затем выходным (на лампе VL1), к которому подключен П-контур C1C2L1C3C4C5. Резистром R13 регулируют выходную мощность передатчика.

В режиме CW переключателем S1 снимают анодное напряжение с обоих половин лампы в усилителе НЧ передатчика и подают его на управляемый телеграфным ключом усилитель с общей сеткой на левом триоде VL8. В его катодную цепь поступает напряжение частотой 500 кГц с кварцевого гетеродина (собран на правом триоде VL8). С выхода управляемого усилителя сигнал через конденсатор С68 и контакты реле К2 подается на сетку правого триода VL7, включенного по схеме катодного повторителя. Дальнейшее прохождение CW сигнала совпадает с прохождением SSB сигнала.

Для перехода с приема на передачу на управляющие сетки неработающих ламп через контакты реле К4 подают напряжение -70 В (-70 В RX в режиме приема, -70 В ТХ в режиме передачи).

Трансивер не содержит особо дефицитных деталей. Контурные катушки выполнены на каркасах диаметром 7,5 мм (от старых телевизоров) и содержат по 32 витка провода ПЭВ-2 0,24. Катушка L8 имеет 4 витка. Катушка в ГПД намотана на текстолитовом каркасе диаметром 20 мм (20 витков) проводом ПЭВ-2 0,7. Отвод сделан от 5-го витка, считая от вывода соединенного с корпусом. Катушка L1 выполнена на текстолитовом каркасе диаметром 40 мм и содержит 50 витков провода ПЭВ-2 1,0. Дроссель L2 содержит 10 витков провода ПЭВ-2 1,0, намотанного на резисторе R13, L3, L4 - Д-0,1.

Широкополосные трансформаторы Т2, ТЗ выполнены на кольцевых (с наружным диаметром 12 мм) магнитопроводах из феррита с начальной магнитной проницаемостью 1000...2000. Намотку производят тремя слабо скрученными проводами ПЭЛШО 0,33. Число витков - 12.

Фильтр нижних частот Z3 - Д-3,4. Его можно заменить на любой другой (в том числе и самодельный) ФНЧ с частотой среза около 3 кГц. В крайнем случае его (а также резистор R27 и конденсатор С27) можно исключить.

В случае необходимости детектор-модулятор на полевом транзисторе VT1, обеспечивающий подавление несущей на 30...40 дБ, можно заменить на "классический" кольцевой балансный модулятор-детектор на диодах.

Реле К1, К4 - РЭС-9 (паспорт РС4.524.200), К2, КЗ, К5 - К8 - РЭС-10 (РС4.524.302). В выходном каскаде использованы КПЕ от старых ламповых приемников. Конденсатор С3 изолирован от шасси. В ГПД применена одна секция КПЕ от радиоприемника "ВЭФ".

Блок питания трансивера должен обеспечивать напряжения +300 В (300 мА), +100 В (стабилизированное, 50 мА), -70 В (50 мА), +24 В (500 мА), переменные 6,3 В (3 А) и 12,6 В (1 А).

Эскизы шасси и передней панели приведены на рис.3 и рис.4.

Трансивер начинают настраивать с ГПД путем "укладки" частоты в пределах 2330...2430 кГц, подбирая конденсаторы С48, С52. Частоту перекрытия контролируют частотомером. Для этого размыкают цепь между резистором R52 и конденсатором С56 и к последнему подключают щуп частотомера. Частоту ГПД можно также проконтролировать приёмником, имеющим соответствующий диапазон. Эффективное значение ВЧ напряжения на конденсаторе С56 должно быть не менее 1,5...2,5 В. Затем проверяют работу кварцевого гетеродина. ВЧ напряжение на конденсаторе С77 должно быть в пределах 1...2:В.

Убедившись традиционными методами в работоспособности усилителя ЗЧ, Переходят к налаживанию усилителя промежуточной частоты. Конденсатор С59 отключают от трансформатора Т3 и через него на катод лампы VL7 с генератора стандартных сигналов подают напряжение частотой 500 кГц. Подстроечником катушки L6 и подбором конденсаторов С66, С70 и С67, С71 добиваются максимальной громкости. Затем восстанавливают соединение конденсатора С59 с трансформатором Т3 и приступают к окончательной настройке приемного тракта. Конденсатором С47 устанавливают частоту ГПД, соответствующую середине рабочего диапазона, на антенный вход трансивера подают сигнал с ГСС и подстраивают катушки L9, L10 полосового фильтра по максимальной громкости.

Налаживание передатчика начинают с проверки работы его усилителя НЧ. Для этого между контактами реле К3 временно впаивают конденсатор емкостью около 0,1 мкф, подключают микрофон и на слух оценивают качество сигнала. Затем, нагрузив трансивер на эквивалент антенны, тумблером S3 переводят Трансивер в режим передачи и резистором R5 устанавливают ток покоя лампы VL1 равным 30 мА. После этого отключают конденсатор С45 от трансформатора Т2 и подают на него колебания амплитудой около 0,2 В и частотой соответствующей середине диапазона. Подстройкой катушек L11 и L5 добиваются максимума тока ("раскачки") выходного каскада (около 120 мА). В случае самовозбуждения каскада параллельно катушкам L11 и L5 следует включить резисторы сопротивлением в пределах 1...10 кОм (подбирают экспериментально). Восстановив разомкнутую цепь, в режиме SSB произнося перед микрофоном громкое "а-а-а", проверяют уровень "раскачки" выходного каскада.

Затем переводят трансивер в режим CW и замыкают тумблер S2. Подбирая конденсатор С68, добиваются такой же "раскачки" выходного каскада, как и в режиме SSB. П-контур настраривают обычным способом (либо с помощью рефлектометра, либо по спаду тока лампы выходного каскада (примерно на 20% в момент резонанса).

В. Гордиенко, (UT1IA ex RB5IM), г. Донецк, Украина 

Разделы

» ВАЗ 21099

» ВАЗ 2101

» ВАЗ 21214

» ВАЗ 2115

» Инжектор

» Авто своими руками

» Автомобиля

» Новости


» Обратная связь


Календарь

Архив

О сайте

Затраты на выполнение норм токсичности автомобилей в США на период до 1974 г.-1975 г произошли существенные изменения. Прежде всего следует отметить изменение характера большинства работ по электромобилям: работы в подавляющем большинстве стали носить чисто утилитарный характер. Большинство созданных в начале 70х годов электромобилей поступили в опытную эксплуатацию. Выпуск электромобилей в размере нескольких десятков штук стал обычным не только для Англии, но и для США, ФРГ, Франции.

ПОПУЛЯРНОЕ

Как выставить зажигание на ваз 2101: детальная инструкция
В статье рассмотрен вопрос как выставить зажигание на ВАЗ 2101: приведена инструкция выполнения всех необходимых операций и предоставлены соответствующие рекомендации. Известно, что неверно выставленный

Замена переднего тормозного цилиндра на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Добро пожаловать! Передний тормозной цилиндр — это название к нему пришло из народа, на самом деле это рабочий тормозной цилиндр но к сожалению не все люди это знают и тем самым называют вещи не своими

Прокачка тормозов на ВАЗ 2101-2107
Добро пожаловать! Прокачка тормозов — одна из главных необходимых процедур после замены или же снятие каких либо цилиндров, или же шлангов тормозной системы. Данная процедура как вы уже поняли необходима,

Защита,защита поддона,защита поддона картера,защита поддона картера ВАЗ 2101
Очень часто, я вижу как ездят водители на своих автомобилях без защиты картера двигателя, они осознанно подвергают на повреждение нижнюю часть двигателя (а именно поддон картера), ведь вы сами знаете

Устройство автомобиля : ВАЗ 2101, ВАЗ 2102 : Конструкция и ремонт автомобилей для чайников
Смазка двигателя Смазка двигателя 1. Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 2. Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 3. Масляный картер; 4. Коленчатый вал;

Меняем втулки задних реактивных тяг (штанг) ВАЗ 2101-2107
Довольно часто причиной появления стука в районе задних колес ВАЗа является износ втулок реактивных тяг. Многие меняют тяги целиком, так как это гораздо проще, чем заменить втулки. Но практика показывает,

Регулировка клапанов ВАЗ 2101 своими руками
Регулировка клапанов — весьма ответственная процедура, от которой зависит очень много, например: стабильная работа мотора, расход топлива, мощность и нормальный запуск двигателя. О том, как отрегулировать

Описание и характеристики ВАЗ 2101
19 апреля в 1970 году сошел с конвейера первый отечественный автомобиль семейства «Жигули»  — ВАЗ 2101. Автомобиль был выпущен Волжским автомобильным заводом и был собран на базе уже знакомого

Регулировка холостого хода жигули. Регулировка холостого хода на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Регулировка холостого хода ВАЗ | Ремонт автомобилей ваз Сегодня мы поговорим и узнаем, как выполнить регулировку холостого хода на автомобилях ВАЗ, а также узнаем, когда она делается и порядок выполнения

Головка блока цилиндров ВАЗ 2106,2107,2108,2109


РЕКЛАМА

rss