Конвертер длинноволновый для приемника "КАТРАН"

Опубликовано: 05.09.2018

 Длинноволновый конвертер для приемника "КАТРАН".

Радиолюбители используют в подавляющем большинстве приемники "Катран" не имеющие длинноволнового диапазона. Однако, в настоящее время разрешено использовать ДВ-диапазон для радиолюбительской связи. Кроме того, при использовании приемника для настройки радиоаппаратуры часто возникает необходимость прослушать сформированный сигнал, например, на частоте 500 КГц. Послушать частоты от 10 КГц — тоже интересно и бывает полезно.

Ввести в приемник диапазон от 10 КГц до 1 МГц достаточно просто с помощью конвертера. На рисунке 1 дана схема приемника с конвертером. Для работы конвертера наиболее удобен диапазон 5...6 МГц, так как при этом в качестве гетеродина конвертера можно использовать имеющийся высокостабильный генератор "Гиацинт" на частоту 5 МГц.

Схема платы конвертера приведена на рисунке 2. На входе установлен фильтр нижних частот с частотой среза 1600 КГц, рассчитанный Ю.Зайцевым /UA6CR/. Входное сопротивление фильтра — 200 0м, что позволяет с определенным компромиссом использовать большинство проволочных антенн. Неравномерность в полосе до 1 МГц — не хуже 0,5 дБ. С выхода ФНЧ сигнал подается на диодный кольцевой смеситель высокого уровня. На гетеродинный вход смесителя подается частота 5 МГц. Реле К1 и К2 служат для "обхода" конвертера при приеме на KB - диапазонах. На рисунках 3 и 4 показана печатная плата и расположение на ней деталей. Монтаж конвертера в блоке КБ11 показан на рисунке 5. Разъем Ш4 использован от приемника "Р - 155" Для получения необходимого напряжения гетеродина доработана плата К1214 /см. рис.6 и текст к нему/. Для включения конвертера на лицевой панели /КБ15/ рядом с клавиатурой нужно установить кнопку П2к с независимой фиксацией. На кнопку подается питание: +12В от В6б/1...5 или +20В от В5б/1 — в зависимости от рабочего напряжения реле, примененных на плате конвертера. С кнопки напряжение подается по проводу "68", предварительно отпаянному от переключателя В1, в блок КБ16. В блоке КБ16 нужно отпаять провод "68" от разъема КБ16 - Ш4б/2 и припаять его к свободному контакту разъема КБ16 - Ш3г/16. 3 блоке КБ11 от контакта разъема Ш2/Г16 подключить провод к выводу "1" платы конвертера. При работе без конвертера на частотах 5,10,15 и т.д., т.е., кратных 5МГц, наблюдаются биения с проникающим через монтаж напряжением частотой 5МГц и его гармониками. Если это создаст неудобства, то можно избавиться от этого двумя путями. Первый — отключить кабель от разъема Ш4 /или Ш5А/. Второй — у разъема Ш5А в КБ12 установить реле, отключающее разъем от платы К1214 и заземляющее его. При этом, вместо разъема к плате должен подключаться эквивалентный резистор. Реле должно включаться при включении конвертера, для чего нужно "прогнать" провод из КБ15 в КБ12.

Модернизация платы разветвителя необходима для получения выходного напряжения 1,5 В  частотой 5 МГц. Это напряжение требуется для диодного смесителя в конвертере. Сигнал с частотой 5 МГц и амплитудой около 0,7 В от кварцевого генератора "Гиацинт" поступает через вывод 9 на резонансный контур. На конденсаторе контура развивается напряжение с амплитудой около 6 В, которое подается на истоковый повторитель. С выхода повторителя напряжение поступает на разъем Ш15А и далее, через коаксиальный соединительный кабель, на разъем Ш4 блока КБ11. С помощью "гасящих" резисторов /200 Ом, 470 Ом - на плате и 430 0м, 75 Ом - на Ш5/ на выводах 13,14 платы и на разъеме Ш5 устанавливаются штатные величины напряжений.

Печатная плата для модернизации не разрабатывалась. На плате были оставлены элементы фильтра питания и измерительного детектора, а вновь устанавливаемые детали размещены на свободном месте платы. Монтаж выполнен полунавесным способом. Транзистор снабжен небольшим теплоотводом. Тумблер В1 исключен и на его месте установлен коаксиальный разъем. Такой же разъем установлен на блоке КБ11 /Ш4/. Использовались разъемы и коаксиальный соединитель от блоков приемника "Р - 155".

Полный комплект документации - lw_con.zip 227kb

С.И. Попов (RA6CS),

353241, Россия, п. Афипский,

Краснодарского края,

ул. Пушкина, 140, кв33.

Разделы

» ВАЗ 21099

» ВАЗ 2101

» ВАЗ 21214

» ВАЗ 2115

» Инжектор

» Авто своими руками

» Автомобиля

» Новости


» Обратная связь


Календарь

Архив

О сайте

Затраты на выполнение норм токсичности автомобилей в США на период до 1974 г.-1975 г произошли существенные изменения. Прежде всего следует отметить изменение характера большинства работ по электромобилям: работы в подавляющем большинстве стали носить чисто утилитарный характер. Большинство созданных в начале 70х годов электромобилей поступили в опытную эксплуатацию. Выпуск электромобилей в размере нескольких десятков штук стал обычным не только для Англии, но и для США, ФРГ, Франции.

ПОПУЛЯРНОЕ

Как выставить зажигание на ваз 2101: детальная инструкция
В статье рассмотрен вопрос как выставить зажигание на ВАЗ 2101: приведена инструкция выполнения всех необходимых операций и предоставлены соответствующие рекомендации. Известно, что неверно выставленный

Замена переднего тормозного цилиндра на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Добро пожаловать! Передний тормозной цилиндр — это название к нему пришло из народа, на самом деле это рабочий тормозной цилиндр но к сожалению не все люди это знают и тем самым называют вещи не своими

Прокачка тормозов на ВАЗ 2101-2107
Добро пожаловать! Прокачка тормозов — одна из главных необходимых процедур после замены или же снятие каких либо цилиндров, или же шлангов тормозной системы. Данная процедура как вы уже поняли необходима,

Защита,защита поддона,защита поддона картера,защита поддона картера ВАЗ 2101
Очень часто, я вижу как ездят водители на своих автомобилях без защиты картера двигателя, они осознанно подвергают на повреждение нижнюю часть двигателя (а именно поддон картера), ведь вы сами знаете

Устройство автомобиля : ВАЗ 2101, ВАЗ 2102 : Конструкция и ремонт автомобилей для чайников
Смазка двигателя Смазка двигателя 1. Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 2. Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 3. Масляный картер; 4. Коленчатый вал;

Меняем втулки задних реактивных тяг (штанг) ВАЗ 2101-2107
Довольно часто причиной появления стука в районе задних колес ВАЗа является износ втулок реактивных тяг. Многие меняют тяги целиком, так как это гораздо проще, чем заменить втулки. Но практика показывает,

Регулировка клапанов ВАЗ 2101 своими руками
Регулировка клапанов — весьма ответственная процедура, от которой зависит очень много, например: стабильная работа мотора, расход топлива, мощность и нормальный запуск двигателя. О том, как отрегулировать

Описание и характеристики ВАЗ 2101
19 апреля в 1970 году сошел с конвейера первый отечественный автомобиль семейства «Жигули»  — ВАЗ 2101. Автомобиль был выпущен Волжским автомобильным заводом и был собран на базе уже знакомого

Регулировка холостого хода жигули. Регулировка холостого хода на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Регулировка холостого хода ВАЗ | Ремонт автомобилей ваз Сегодня мы поговорим и узнаем, как выполнить регулировку холостого хода на автомобилях ВАЗ, а также узнаем, когда она делается и порядок выполнения

Головка блока цилиндров ВАЗ 2106,2107,2108,2109


РЕКЛАМА

rss