А этот спуск называется «Не забудь повернуть», — слышу из рации голос одного из гидов. В этот же момент машина начинает скользить по покрытию из камней разной величины, и срабатывает ABS. Впереди обрыв высотой в пять-шесть метров, а за ним небольшое озеро, на берегу которого лежит разбитый вдребезги автомобиль. Падение не предвещает ничего хорошего, а голос в голове неустанно твердит: «Что за черт?!». В середине октября погода в Мурманске почти такая же, как в Москве: промозгло, температура воздуха не превышает семи-восьми градусов по Цельсию. Разница лишь в том, что еще за несколько дней до нашего приезда в самом большом городе, находящемся за границей северного полярного круга, лежал снег. Но к моменту прибытия последней группы программы «Заполярье.
Территория quattro» он вдруг сошел, обнажив камни и остатки жухлой травы. Новый клиентский курс на внедорожниках Audi был запущен еще в 2013 году. В первый год он носил пилотный статус, поэтому поучаствовать в нем удалось лишь нескольким счастливцам. Зато в 2014-м на «Заполярье» пригласили уже клиентов марки, а закрыть сезон позвали журналистов. Преодолеть маршрут общей протяженностью около 500 километров нам предстояло на кроссоверах Q7 с бензиновым турбомотором 3.0 TFSI, отдача которого составляет 272 лошадиные силы и 400 Нм крутящего момента, и автоматической коробкой передач. Шины на всех машинах были обычные зимние «липучки», но от разных производителей: Toyo, Nokian и Dunlop.
Интересно, что покрышки за все восемь групп не поменяли ни разу. Львиная доля маршрута проложена за пределами асфальтовых дорог, поэтому вопрос «Как люксовый кроссовер без выдающихся внедорожных способностей справится с испытаниями?» напрашивается сам собой. Но организаторы во главе с Евгением Васиным спокойны, как танкисты перед учениями: «Проблем не будет». Однако в обещанное суровое бездорожье северного региона окунуться сразу не получится: до начала настоящего «оффроада» необходимо проехать несколько десятков километров по федеральной дороге А138, покрытию которой могли бы позавидовать лучшие магистрали Москвы и области. Идиллию нарушают только дорожные работы.
Точнее, люди, занимающиеся этими работами: обременять себя установкой знаков о стоящем поперек дороги экскаваторе местные не любят. Асфальт заканчивается на границе армейского КПП, где документы проверяют у всех без исключения. Гражданам РФ на территорию полуостровов Средний и Рыбачий, куда нас ведет дорожная книга, въезд свободный, а вот иностранцам придется получать специальные разрешения.
Почему? Потому что эти территории находятся под присмотром военных, о чем свидетельствует бессчетное множество заброшенных городков для личного состава и немногочисленные, но еще функционирующие части ВС России. Еще через несколько километров становится понятно, что «бездорожье» на маршруте нас ждет, конечно, достаточно условное. К тому же команда Васина проверила все опасные места, по которым придется ехать нашей колонне. Ребята не только проверили глубину всех бродов и ям, но даже подпилили ветки вдоль дорог, которые могли бы повредить лакокрасочное покрытие экспедиционных автомобилей. И все же, едва съехав с трассы, мы получаем указание: «Пневмоподвеску в положение offroad, систему стабилизации отключаем».
Так что легкой прогулки не получится. Большие ямы, несмотря на энергоемкую пневмоподвеску, начинают выматывать к концу первого часа. Особенно на пассажирском кресле. Чтобы уменьшить почти что корабельную качку меняем способ преодоления крупных промоин и неровностей – пробуем проехать их по диагонали. Комфорта для пассажиров особо не прибавляется, зато удается избежать серьезных «нырков» носом и сохранить передний бампер в целости и сохранности. Так что легкой прогулки не получится. Большие ямы, несмотря на энергоемкую пневмоподвеску, начинают выматывать к концу первого часа.
Особенно на пассажирском кресле. Чтобы уменьшить почти что корабельную качку меняем способ преодоления крупных промоин и неровностей – пробуем проехать их по диагонали. Комфорта для пассажиров особо не прибавляется, зато удается избежать серьезных «нырков» носом и сохранить передний бампер в целости и сохранности. Пейзажи на полуострове Средний поражают своей северной красотой: каменные озера, скалы, покрытые разноцветной растительностью, и нередкие, но ловко замаскированные огневые точки, сохранившиеся еще со времен Второй мировой. Бои здесь шли страшные. Война в этих местах началась 29 июня 1941 года, а посчитать количество погибших, наверное, невозможно: останки бойцов, в том числе и воевавших в штрафных батальонах заключенных, находят и по сей день. Впереди перевал Муста-Тунтури.
Раньше здесь проходила российско-финская граница, на которой и было остановлено наступление противника во время войны. Дороги здесь суровые, камни – огромные, поэтому чересчур резкие и необдуманные движения рулем приведут в лучшем случае к контакту с валуном, а в худшем – к полету с высоты в 8-10 метров. Именно на Муста-Тунтури находится тот самый спуск, который наши инструкторы прозвали «Не забудь повернуть». На преодоление перевала ушло почти четыре часа, но расслабляться было рано – начались броды. В первый же ручей автомобиль ныряет по самый логотип Audi, расположенный посредине радиаторной решетки. Заявленная глубина преодолеваемого брода для Q7 составляет 500 миллиметров, но, по словам Васина, во время разведки машины без проблем проходили по ручьям глубиной 60-70 сантиметров. Критическая точка – передний срез капота.
Если вода дойдет до этого уровня, то сценарий известен: гидроудар, пару-тройку метров брасом в ледяной воде и буксировка автомобиля из дыры, в которую никакой эвакуатор не доберется. «Первая машина, помедленнее! Куда вы гоните?! Плавнее!» – кричит в рацию Васин. Первый экипаж в нашей колонне (который едет после машины безопасности с инструктором за рулем) слишком рьяно взялся форсировать брод, вызвав большую волну. Опасность в том, что, отразившись от противоположного берега, эта масса воды легко может накрыть всю машину.
К счастью, в этот раз все обошлось. Дальше дорога немного выровнялась, но в сумерках скорость пришлось сбросить до 15-20 километров в час. К месту ночевки прибыли уже ночью: нас ждал лагерь «Большое озерко». Размещаемся в небольших двухкомнатных домиках, по четыре человека.
Из удобств в каждой комнатке: кровать, стол, умывальник и печь, в которую каждые два часа нужно подкидывать дрова, иначе к утру можно замерзнуть – на градуснике около ноля. Душ и туалет общие. Еда без изысков. Организаторы говорят, что это лучшее, что можно найти в местных краях.
Во второй день поездки нам предстоит добраться до самой северной точки европейской части России, которая расположена на полуострове Рыбачий. Удивительно, но глубоких ям и здоровенных камней, знакомых нам по предыдущему дню, на маршруте почти нет. Подвеска автоматически опускается из lift в offroad, а это значит, что мы регулярно едем быстрее сорока километров в час – дороги тут неровные, но уже без экстрима. Так что даже сидя справа уже нет ощущения, что щитовидная железа вот-вот придет на свидание к надпочечникам. Два часа достаточно комфортной езды в окружении сумасшедших пейзажей и вот оно! Место, ради которого мы проехали больше двухсот километров по ухабам и грязи, ради которого скользили под стрекот АБС по камням и топили машины в ледяной воде. Забраться на машине дальше на север в европейской части России попросту невозможно.
Вокруг только зеленый лишайник, острые скалы и Баренцево море. Красиво? Да чего уж там, это просто великолепно.
Конечно, сюда можно доехать и самому, проделав тот же путь из Мурманска. Однако наличие опытного проводника не только существенно упростит путешествие, но и позволит добраться до точки без ненужных приключений. Вечером местные рассказали, как за несколько дней до нашего приезда на том же маршруте по крышу в воду ушла «Нива»: водитель решил изменить траекторию во время преодоления брода. А если попытаться свернуть с накатанных троп вглубь полуострова, то завязнуть можно буквально на ровном месте: грунты и на Среднем, и на Рыбачьем очень коварны. Так что без шноркеля, лебедки и «злых» шин сюда одному лучше не соваться. Есть и второй вариант – довериться парням из Audi.
Вот только стоит это удовольствие недешево: 136 тысяч рублей без учета перелета до Мурманска. Однако клиенты есть: некоторые из них получают поездку в подарок от дилера, но есть и те, кто летает за свои. Следующая группа отправится на Рыбачий не скоро – лишь в 2015 году. Зимой перевал Муста-Тунтури так сильно заваливает снегом, что даже на снегоходе преодолеть его бывает непросто. Но смогут ли будущие участники проехать по тому же маршруту, что и мы, пока не ясно.
Ходят слухи, что Средний и Рыбачий могут вновь закрыть для туристов. И причина отнюдь не в военных, а в этих самых туристах: оставляют мусор, портят природу. Впрочем, у Audi есть запасной аэродром: сейчас готовится похожий маршрут, но в центре Кольского полуострова, в Хибинах. «Изначально мы хотели попасть именно на Кольский полуостров. Смотрели еще и маршруты со стороны Хибин. Останемся здесь на пару дней, посмотрим, что там интересного. Маршрут на следующий год вряд ли поменяется, но мы все же изучим варианты на будущее», – поделился своими мыслями Васин на прощание.
Если же маршрут в 2015-м останется прежним, то освоить российское Заполярье на Q7 – это неплохая замена ежегодному пляжному отдыху. Да, дорого, да, внедорожник и бездорожье тут не так чтобы настоящие. Но давайте честно: когда еще вы соберетесь в такое путешествие? То-то же.
Комментарии (0) на статью "Путешествие к самой северной точке европейской части России на Audi Q7"
Разделы
» Авто
» Ремонт
» Шины
» СТО
Календарь
Архив
О сайте
ПОПУЛЯРНОЕ
РЕКЛАМА